Джадидизм – традиция обновления (RUS)

Jad_vs_mullah (от арабо-перс «usuli jadid». – «новый метод») – термин, употребляемый для обозначения общественно-политического и культурного движения мусульман Российской империи во второй половине XIX – начале XX в.

Джадидизм представлял собой широкий комплекс взглядов и подходов, сложившихся вокруг идеи модернизации традиционного мусульманского общества. Фактическим основоположником принято считать И. Гаспринского, впервые выдвинувшего идею объединения всех тюркоязычных мусульман Российской империи в новую этноконфессиональную общность, обладавшую чертами как мусульманской общины (уммы), так и нации европейского типа. Начавшись как реформа традиционного исламского образования, джадидизм перерос в широкое движение исламских интеллектуалов, преимущественно представителей тюркских народов Российской империи за модернизацию традиционных мусульманских социумов и активизацию роли мусульман в общественно-политической жизни. Принцип приоритета самостоятельного суждения по религиозным и религиозно-правовым вопросам (иджтихад) над следованием сложившейся традиции (таклид) был воспринят определенной частью светской интеллектуальной элиты российских мусульман, прежде всего поволжских и крымских татар, в качестве своего рода религиозной основы социальной модернизации.

Джадидизм вполне укладывается в рамки модернистских общественно-политических движений, возникавших в этот период во всем восточном (в том числе мусульманском) мире. Как и ближневосточные модернисты (Абдо Мухаммад, ал-Афгани), джадиды пытались найти форму компромисса между преимущественно религиозной основой культурной идентичности мусульманских народов империи и рациональным идеалом социальной и политической модернизации, воспринятым через европейское образование и европеизированную интеллектуальную субкультуру «просвещенной» части мусульманского общества. Центральным вопросом, находившимся в поле зрения туркестанских и татарских модернистов, был вопрос о школе. Джадиды выступили за новый метод преподавания, т.е. введение в мусульманскую школу светских общеобразовательных предметов – географии, естествознания, русского языка.

Первоначально содержание понятия «новый метод» сводилось только к так называемому звуковому методу преподавания языка, сходному с методикой К.Д. Ушинского. Впоследствии «новый метод» стал пониматься расширительно, как коренная перестройка традиционной мусульманской системы образования. Принципиальную важность в этой связи представлял вопрос о роли родного языка в процессе обучения в мусульманской школе. Традиционно базовым языком книжной грамотности для мусульман был арабский, в некоторой мере использовался также персидский язык. При существующей методике преподавания усвоение этих языков большим количеством учащихся на необходимом уровне было весьма проблематично, что значительно затрудняло весь процесс обучения. Проповеди в мечетях также произносились на арабском языке, который многие из прихожан не понимали. В этой связи был поставлен вопрос о формировании общелитературного тюркского языка.

Политизация движения в начале XX в. привела к созданию после революции 1905 г. ряда мусульманских партий. Идеи, введенные в оборот представителями джадидизма, были использованы впоследствии как фактор консолидации мусульманского сообщества Россиийской империи, став основой социокультурного проекта, охарактеризованного русской властью как панисламизм. Впоследствии доминирующей стала модель секулярного (обмирщенного) национализма, вплоть до сепаратизма, разработанная под значительным влиянием младотурецких идей. С установлением советской власти в рядах сторонников джадидизма произошло размежевание: часть встала в оппозицию большевикам и активно участвовала в т.н. «басмаческом» движении, другие же поддержали новую власть, а некоторые из них даже заняли свое место в партийно-советской элите. В 1930-е гг. в результате сложившейся в СССР политической ситуации джадидизм полностью исчез, многие его видные представители были репрессированы.

About Darvesh

Javob berish

E-pochta manzilingiz chop etilmaydi. Majburiy ma'lumotlar * bilan belgilangan